Расчет стоимости обслуживания

  • Выберите тип организации
    • Юридическое лицо
    • Индивидуальный предприниматель
  • Выберите систему налогообложения
    • Общий режим
    • УСН
  • Вид деятельности

Количество документов в месяце

Приблизительная стоимость: 0руб/мес
Заказать услуги

Отправляя данные, я принимаю условия пользовательского соглашения

Заказать обратный звонок

Заказать обратный звонок
info@stnalog.ru @stnalog_chat
@stnalog_chat
info@stnalog.ru
Заказать обратный звонок
прайс-лист
info@stnalog.ru @stnalog_chat
РАСЧЕТ СТОИМОСТИ

Как вести раздельный учет в некоммерческих организациях, чтобы не переплатить налоги?

08.04.2021

Одновременное наличие налогооблагаемых и льготируемых доходов ставит вопрос о распределении расходов, приходящихся на конкретный вид деятельности. Данный аспект касается как субъектов предпринимательства, так и некоммерческих организаций (НКО). Корректное аргументированное распределение позволяет оптимизировать налогообложение, уменьшая платежи в бюджет на законных основаниях. Однако выбор и обоснование методики создает проблемы для хозяйствующих субъектов, поскольку находится под пристальным вниманием проверяющих структур.

Некоммерческие организации и предпринимательская деятельность

Регулирующий деятельность некоммерческих организаций закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 года не накладывает запрет на параллельное осуществление предпринимательской деятельности, а лишь создает определенные ограничения. Извлечение прибыли с последующим распределением не допускается лишь в качестве основной цели, отраженной в Уставе (п.1 ст.2 закона № 7-ФЗ). Предпринимательская и аналогичная приносящая доход деятельность разрешена (п.2 ст.24 закона № 7-ФЗ), если:

  • служит достижению цели создания;
  • зафиксирована в учредительных документах;
  • осуществляется в пределах и с учетом ограничений, установленных специальными нормативными актами.

Полученные в рамках предпринимательства доходы должны быть полностью направлены на зафиксированные документально цели некоммерческой организации. Однако выполнение данного требования не освобождает предприятие от налогообложения, а лишь не позволяет контролирующему органу приостановить деятельность по причине нецелевого использования средств.

Налогообложение некоммерческих организаций согласно НК РФ

Осуществление коммерческой деятельности приравнивают «неприбыльную» организацию в целях налогообложения к субъектам предпринимательства. Это дает возможность выбора налогового режима. Для отражения налоговых расходов в уменьшение объекта налогообложения НКО может применять:

  1. ОСНО – «по умолчанию» автоматически с уплатой следующих платежей:
    • налога на прибыль в размере 20%;
    • НДС при условии неполучения освобождения от уплаты;
    • имущественных налогов при наличии соответствующих необоротных активов на балансе.
  2. УСН с объектом «доходы минус расходы» - при условии подачи заявления о выборе данного режима. Налог уплачивается в размере:
    • по стандартной ставке 15% с разницы между выручкой и распределенными расходами;
    • по пониженной ставке, если она установлена региональными властями.

Статус некоммерческой организации не является основанием для применения льгот по налогообложению. Переход на «упрощенку» возможен при выполнении ограничений по численности, выручке и балансовой стоимости основных средств при условии подачи заявления в налоговый орган до конца года, предшествующего желаемому применению УСН.

Обязанность ведения раздельного учета доходов

Если наряду с основной деятельностью НКО осуществляет предпринимательскую, то обязана вести раздельный учет доходов в целях налогообложения. Для этого следует разграничить налогооблагаемые и льготируемые доходы. К освобожденным от налогообложения относятся:

  1. Целевые поступления на содержание НКО, полученные на безвозмездной основе и не требующие исполнения встречного обязательства (п.2 ст.251 НК РФ), включая:
    • денежные средства и имущественные активы, переданные в качестве взносов учредителями и участниками на добровольной или обязательной основе;
    • переходящие имущественные права в порядке наследования на основании завещания;
    • средства, переданные юридическими и физическими лицами и использованные получателями на ведение уставной деятельности (например, пожертвования в благотворительные фонды);
    • меценатская помощь и услуги волонтеров;
    • субсидии, предоставленные бюджетами всех уровней.
  2. Имущественные активы в рамках целевого финансирования (подп.14 п.1 ст.251 НК РФ). К данному виду относятся полученные бюджетные ассигнования и гранты при условии обязательного ведения раздельного учета, в противном случае полученные средства приравниваются к налогооблагаемым доходам с момента фактического получения.

Для освобождения от налогообложения у поступлений должны отсутствовать «завуалированные» признаки какой-либо компенсации. Целесообразно закрепить в договоре условия предоставления безвозмездной помощи и порядок использования во избежание рисков переквалификации в вознаграждение за оказываемые услуги, что повлечет доначисление платежей в бюджет с финансовыми санкциями.

Организация раздельного учета расходов

Если доходы можно прямо отнести к налогооблагаемым или освобожденным от налогообложения, то организовать раздельный учет расходов необходимо самостоятельно, предусмотрев алгоритм и закрепив его документально. Расходы должны быть разграничены по трем составляющим:

  • сопутствующие получению доходов от реализации ТМЦ, работ и услуг и внереализационных доходов;
  • относимые к целевым поступлениям и целевому финансированию некоммерческой организации в рамках уставной деятельности;
  • распределяемые между налогооблагаемыми и освобожденными от налогообложения доходами вследствие невозможности прямого отнесения к конкретному виду.

Принимать участие в распределении могут только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (п.1 ст.252 НК РФ). Налоговые расходы учитываются в аналогичном доходам порядке независимо от выбранного режима налогообложения.

На практике нехватка денежных средств целевого направления или убыток, полученный по некоммерческой деятельности, предприятие перекрывает за счет доходов, вырученных от предпринимательства. Однако это не является основанием для отнесения расходов, связанных с основной целью, на финансовый результат предпринимательской деятельности.

Данное перераспределение условно, подобно тому, как отсутствие денежных средств на счете субъекта предпринимательства отнюдь не означает убыточность, а наличие ресурсов не свидетельствует о прибыльности и высоком уровне рентабельности.

Алгоритм раздельного учета

В налоговом законодательстве отсутствует механизм разделения затрат при осуществлении налогооблагаемых и освобожденных от налогообложения операций, поэтому каждый хозяйствующий субъект должен установить метод и принципы самостоятельно. Распределению подлежат косвенные расходы, которые невозможно отнести к конкретному виду деятельности.

В качестве основы для распределения предприятия принимают полученный доход или финансирование по видам деятельности. Тогда формула расчета расходов принимает вид:

Расходы, учитываемые в уменьшении объекта налогообложения:

  • по налогу на прибыль при ОСНО;
  • по единому налогу при УСН
= Доходы, полученные от осуществления коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли :

Все поступления, включая:

  • выручку от реализации;
  • целевые поступления
* Общая сумма понесенных расходов за отчетный период, подлежащих распределению по видам доходов

Например, некоммерческое предприятие за отчетный период получило финансирование из бюджета по утвержденной вышестоящим органом смете 800 тысяч рублей, гранты в сумме 500 тысяч рублей и доходы за оказанные информационно-консультационные услуги 200 тысяч рублей. Затраты «двойного назначения» составили 300 тысяч рублей. Расчет и распределение расходов по коммерческим и некоммерческим доходам осуществляется по алгоритму:

  1. Рассчитывается общая сумма доходов: 800 000 + 500 000 + 200 000 = 1 500 000 рублей. При определении предпринимательских доходов следует учитывать выручку только в том случае, если организация применяет УСН или кассовый метод для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
  2. Определяется удельный вес коммерческих доходов в составе всех поступлений на расчетный счет. Коэффициент для распределения: 200/1500 = 0,133. Отражение доходов от коммерческой деятельности производится в аналогичном общим доходам порядке. Если организация ведет налоговый учет по методу начисления, то доходы отражаются по дате подписания акта выполненных работ или принятия ТМЦ по отгрузочным накладным, а дата оплаты не играет роли.
  3. Рассчитываются косвенные затраты, фигурирующие в составе налоговых расходов для уменьшения объекта налогообложения: 300 000 * 0,133 = 39 900 рублей. Эта сумма косвенных издержек будет включена в затратную составляющую вместе с прямыми затратами и отражена в налоговой декларации.

Экономический смысл заключается в расчете удельного веса показателя, принятого за основу для распределения, с последующей корректировкой распределяемых затрат на полученный арифметически коэффициент.

Выбор основы для распределения

Соотнесение расходов с налогооблагаемыми доходами – наиболее используемая схема, однако не обязательна для некоммерческих учреждений. Организация вправе выбрать иной «фундамент» для распределения, исходя из специфики деятельности. Базовыми значениями для раздела расходов могут служить:

  • площадь помещений, задействованная в разных видах деятельности;
  • балансовая стоимость необоротных активов, эксплуатируемых в облагаемых и необлагаемых операциях;
  • доля сдаваемых в аренду основных средств;
  • трудозатраты наемного персонала при параллельном участии в бюджетной и коммерческой деятельности.

Организация вправе выбрать за основу любой показатель, значимый для распределения. Первостепенно важным фактором будет аргументация экономической целесообразности, а не желание получить необоснованную налоговую выгоду, караемую штрафными санкциями и доначислениями при проверках.

Отражение в учетной политике

Избранная методология ведения и разделения учета должна быть закреплена в учетной политике хозяйствующего субъекта. При выборе базы для распределения необходимо учесть принцип справедливости для объективного и нейтрального раздела расходной составляющей между осуществляемыми видами деятельности и источниками поступления финансовых потоков.

Хотя вопросов по прямым затратам не возникает, целесообразно это указать в локальном документе, а также определить перечень косвенных расходов, подлежащих распределению. Среди них выделяют затраты общехозяйственного назначения:

  • издержки по содержанию аппарата управления (зарплата с начислениями в обязательные страховые фонды);
  • услуги связи и коммунальные услуги в части отопления, водоснабжения и электрификации помещений;
  • горюче-смазочные материалы и амортизация транспортных средств при служебных поездках по разным целям;
  • канцелярские принадлежности и малоценные быстроизнашивающиеся предметы, используемые административным персоналом.

Отсутствие механизма распределения в учетной политике не приравнивается к неправильному отражению операций по существу. Но налоговики будут стараться доказать неправомерность уменьшения налогооблагаемой базы, а субъекту хозяйствования будет сложно подбирать контраргументы, поскольку порядок распределения передан на разработку налогоплательщикам.

Если принцип распределения зависит от специфики конкретной операции, то целесообразно разработать отдельный локальный акт, типа положения о формировании себестоимости, ссылку на которое дать в учетной политике. Вряд ли проверяющие структуры будут его досконально изучать, но лишаться доводов в части доказательства неправомерности завышения расходной составляющей.

Экономическая интерпретация

Для уменьшения платежей в бюджет следует как можно больше расходов отнести к доходам по коммерции. Однако проверяющие будут особо скрупулезно изучать механизм распределения не только при получении убытков, но и при невыполнении показателей «налоговой нагрузки», установленной во внутренних документах ФНС. Поскольку в данном случае НКО в налоговых целях приравнивается к субъектам предпринимательства, то следует пользоваться доводами бизнеса:

  • прибыль – не обязательство, а только цель;
  • экономическая выгода – не сиюминутна, а ожидаема в перспективе;
  • ценовая политика – демпинг для завоевания рынка с дальнейшим покрытием затрат собственными источниками в целях экономии бюджетных средств.

Отсутствие регламентированного порядка распределения в налоговом законодательстве – дополнительный плюс в пользу субъекта хозяйствования.

 
Наверх